Главная

Педагогические идеи

Сценарий мероприятия

Педагогические идеи по валеологическому образованию.  

         Здоровье – состояние полного душевного, душевного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

         Проблема сохранения здоровья детей и профилактики его нарушений является предметом пристального внимания специалистов разных областей: медиков, педагогов, психологов и др.

         В образовательном учреждении педагогами и психологами проводится значительная работа, направленная на сохранение и профилактику нарушения психического здоровья детей (то есть состояние душевного благополучия), которое имеет тесную связь с окружающей обстановкой.

         Задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формировать у него культуру здоровья, воспитывать потребность вести здоровый образ жизни. Я предлагаю выделить понятие «здоровьеформирующие образовательные технологии», понимая под этим – формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

        Еще под здоровьесберегающими технологиями предлагаю понимать следующее:

- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватности методик обучения и воспитания);

- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка и т.д.

         Можно  дополнить к  здоровьесберегающим  технологиям -  «здоровьесберегающие мероприятия» и отнести  к их числу:  

- профилактические прививки;

- дни здоровья, турпоходы;

- спортивные школьные праздники;

- беседы о здоровье с учащимися;

- беседы о здоровье с родителями;

- витаминизацию.

 

         Образовательный процесс должен гармонично вписываться в режим дня школьника. Это необходимо, так как загруженность ребенка оказывается на его самочувствии. Научить ребенка организовать свой досуг и занятость, активно отдыхать и полноценно учиться, вот основная задача, стоящая перед педагогами и родителями. Нельзя перегружать ребенка, но праздное время препровождение тоже не является полноценным отдыхом.

         При неблагополучном развитии системы отношений развивающейся личности приходится сталкиваться с разными трудностями: физиологические изменения в организме, дезадаптация, неврозы, тревожность, страхи и другими проблемами:

- первая проблема – в очевидном неблагополучии состояния здоровья учащихся, которое продолжает ухудшаться. Неслучайно вопросы здоровья поставлены в число главных задач широкомасштабного эксперимента по модернизации российского образования;

- вторая проблема – недостаток диагностических методов (инструментария), позволяющих достоверно оценивать состояние здоровья человека;

- третья проблема – отсутствие в большинстве школ специалистов, несущих ответственность за здоровье учащихся и подготовленных для этой работы.

Учитель не владеет (и не обязан владеть) методами медицинской диагностики состояния здоровья, а медики, компетентные в этой работе, в школах встречаются нечасто (особенно в небольших городах и поселках).

         Итак, во многих школах диагностировать здоровье нечем и некому.

         Задача педагогов и психологов – предупредить возможные трудности, а при появлении первых признаков – провести коррекционно-развивающую работу.

         Через педагогическое общение у детей формируется отношение к своему здоровью.

         Существует один важный показатель успеха работы школ в любом направлении – коллективная оценка, получаемая от учащихся по результатам их анкетирования. Ведь все, что делает школа, дается для ее воспитанников,  их оценка является приоритетной. Это касается и проблем охраны здоровья.

         Для учащихся младших возрастов заполнение анкет проводится в процессе беседы-интервью подготовленным педагогом, психологом или социологом.

         Проводить анкетирование класса должен только психолог, приглашенный из другой школы, управления образования, научного центра, вуза.

         Составление (подбор) анкет и анализ полученных результатов – задача психолога или социолога. Однако и руководитель образовательного учреждения и педагог, участвующий в процедуре  анкетирования, должен быть сведущим в программе исследования. Также особое внимание уделяется адаптации детей к школе. Проводятся профилактические мероприятия для предупреждения дезадатации: игры на знакомство учителя с классом, детей между собой;  игры на сплочение; игры на снятие боязни школы; развивающие занятия (на память, внимание, мышление), для успешного усвоения учебного материала; релаксационные упражнения (для предотвращения переутомления).

         Немаловажная роль принадлежит психогигиене школьных занятий: рациональное построение уроков в течение дня и рабочей недели; правильная организация урока (распределение нагрузки, разнообразие видов деятельности, интересное изложение материала).

         Эффективность работы педагогов и психологов в области оздоровительной работы с детьми достигается путем учета возрастных и индивидуальных особенностей каждого, путем совместной работы учителей, психологов и родителей.

Hosted by uCoz