Главная |
Педагогические
идеи по валеологическому образованию.
Здоровье – состояние полного душевного,
душевного, физического, социального
благополучия, а не только отсутствие
болезней и физических дефектов.
Проблема сохранения здоровья детей и
профилактики его нарушений является
предметом пристального внимания
специалистов разных областей: медиков,
педагогов, психологов и др.
В образовательном учреждении
педагогами и психологами проводится
значительная работа, направленная на
сохранение и профилактику нарушения
психического здоровья детей (то есть
состояние душевного благополучия), которое
имеет тесную связь с окружающей
обстановкой.
Задачи школы и каждого учителя по
подготовке ученика к самостоятельной жизни
предполагают необходимость формировать у
него культуру здоровья, воспитывать
потребность вести здоровый образ жизни. Я
предлагаю выделить понятие «здоровьеформирующие
образовательные технологии», понимая под
этим – формирование представления о
здоровье как ценности, мотивацию на ведение
здорового образа жизни.
Еще под здоровьесберегающими
технологиями предлагаю понимать
следующее: -
условия обучения ребенка в школе (отсутствие
стресса, адекватности методик обучения и
воспитания); -
рациональная организация учебного
процесса (в соответствии с возрастными,
половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями); -
соответствие учебной и физической нагрузки
возрастным возможностям ребенка и т.д.
Можно дополнить к
здоровьесберегающим технологиям - «здоровьесберегающие
мероприятия» и отнести к их числу:
Образовательный процесс должен
гармонично вписываться в режим дня
школьника. Это необходимо, так как
загруженность ребенка оказывается на его
самочувствии. Научить ребенка организовать
свой досуг и занятость, активно отдыхать и
полноценно учиться, вот основная задача,
стоящая перед педагогами и родителями.
Нельзя перегружать ребенка, но праздное
время препровождение тоже не является
полноценным отдыхом.
При неблагополучном развитии системы
отношений развивающейся личности
приходится сталкиваться с разными
трудностями: физиологические изменения в
организме, дезадаптация, неврозы,
тревожность, страхи и другими проблемами: -
первая проблема – в очевидном
неблагополучии состояния здоровья
учащихся, которое продолжает ухудшаться.
Неслучайно вопросы здоровья поставлены в
число главных задач широкомасштабного
эксперимента по модернизации российского
образования; -
вторая проблема – недостаток
диагностических методов (инструментария),
позволяющих достоверно оценивать
состояние здоровья человека; -
третья проблема – отсутствие в большинстве
школ специалистов, несущих ответственность
за здоровье учащихся и подготовленных для
этой работы. Учитель
не владеет (и не обязан владеть) методами
медицинской диагностики состояния
здоровья, а медики, компетентные в этой
работе, в школах встречаются нечасто (особенно
в небольших городах и поселках).
Итак, во многих школах диагностировать
здоровье нечем и некому.
Задача педагогов и психологов –
предупредить возможные трудности, а при
появлении первых признаков – провести
коррекционно-развивающую работу.
Через педагогическое общение у детей
формируется отношение к своему здоровью.
Существует один важный показатель
успеха работы школ в любом направлении –
коллективная оценка, получаемая от
учащихся по результатам их анкетирования.
Ведь все, что делает школа, дается для ее
воспитанников, их
оценка является приоритетной. Это касается
и проблем охраны здоровья.
Для учащихся младших возрастов
заполнение анкет проводится в процессе
беседы-интервью подготовленным педагогом,
психологом или социологом.
Проводить анкетирование класса должен
только психолог, приглашенный из другой
школы, управления образования, научного
центра, вуза.
Составление (подбор) анкет и анализ
полученных результатов – задача психолога
или социолога. Однако и руководитель
образовательного учреждения и педагог,
участвующий в процедуре
анкетирования, должен быть сведущим в
программе исследования. Также особое
внимание уделяется адаптации детей к школе.
Проводятся профилактические мероприятия
для предупреждения дезадатации: игры на
знакомство учителя с классом, детей между
собой; игры на
сплочение; игры на снятие боязни школы;
развивающие занятия (на память, внимание,
мышление), для успешного усвоения учебного
материала; релаксационные упражнения (для
предотвращения переутомления).
Немаловажная роль принадлежит
психогигиене школьных занятий:
рациональное построение уроков в течение
дня и рабочей недели; правильная
организация урока (распределение нагрузки,
разнообразие видов деятельности,
интересное изложение материала).
Эффективность работы педагогов и
психологов в области оздоровительной
работы с детьми достигается путем учета
возрастных и индивидуальных особенностей
каждого, путем совместной работы учителей,
психологов и родителей. |